Реализация миграционного законодательства в России в 2020 году

Званые гости

Глава государства указал своей администрации организовать работу по реформированию миграционных режимов и института гражданства РФ на основе предложений рабочей группы. Доклад нужно подготовить до марта следующего года. Президент также поручил скорректировать план мероприятий по реализации в 2019-2021 годах Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 годы.

Сейчас миграционные правила недостаточно ясны и унифицированы, говорится в перечне поручений. Иностранные рабочие часто стремятся обойти сложности и уходят “в тень” либо оформляют гражданство РФ или статус временно и постоянно проживающих. А люди, способные стать полноправными членами российского общества, бывает, сталкиваются с неоправданными трудностями.

Основные направления реформы – создание благоприятных условий переселения в РФ и получения, при желании, гражданства тем, кто знает русский язык и близок нам по ментальности; формирование понятных миграционных правил; повышение уровня обеспечения безопасности, в том числе за счет широкого внедрения современных информтехнологий.

Постоянное проживание (вид на жительство) станет основным миграционным статусом, позволяющим иностранцу в перспективе претендовать на гражданство РФ. Разрешение на временное проживание как отдельный миграционный статус перед получением вида на жительство, предоставляемое по квотам, исключается. Этот институт себя изжил, говорится в документе. Основные требования для вида на жительство: регистрация в государственной информационной системе, проживание на территории РФ, соблюдение законодательства России, отсутствие опасных заболеваний и, как правило, знание русского языка. Срок действия вида на жительство не ограничивается.

Предлагается три вида порядка приема в гражданство: общий, упрощенный и особый. Общий применяется “по умолчанию” ко всем иностранцам и лицам без гражданства. Упрощенный порядок применяется, в частности, к тем, кто прибыл из стран, близких России в социокультурном отношении, к людям в уязвимом положении и так далее. Оба вида требуют знания русского языка и отсутствия социально-конфликтных ситуаций во время проживания в нашей стране. Не будет упрощенного предоставления гражданства по “экономическим” критериям. Такие люди смогут получить статус “долгосрочное пребывание” или “постоянное проживание”. Особо ценные для РФ иностранцы могут получить российский паспорт в особом порядке. Решение по ним принимает глава государства по материалам Комиссии по вопросам гражданства при президенте, она же будет рассматривать материалы об отмене решений о приеме в гражданство.

Определяется понятие режима долгосрочного пребывания – более 90 дней в году с любыми законными целями, включая работу и учебу, без оформления вида на жительство и приобретения гражданства РФ. Также предусмотрена возможность выноса части миграционных процедур за пределы страны, включая проверки на наличие оснований, препятствующих въезду, в том числе наличие опасных инфекционных заболеваний. Планируется ввести институт “соглашения о лояльности”: иностранцы принимают обязательства, нарушение которых может повлечь утрату права на нахождение в РФ. Предлагается ввести особый миграционный статус “контролируемое пребывание” – для иностранцев, оказавшихся в нестандартных ситуациях, потенциально нежелательных, представляющих угрозу для России. Следует предусмотреть и возможность запрета на въезд в отношении категорий иностранных граждан (например, при эпидемиях), обеспечить медосвидетельствование на предмет опасных заболеваний длительно пребывающих на территории РФ иностранцев, создать механизмы контроля состояния здоровья до въезда, выработать эффективные алгоритмы действий в отношении тех, у кого есть опасные заболевания (включая меры принудительной изоляции). Кроме того, в предложениях говорится о создании цифрового профиля иностранного гражданина.

Срок действия вида на жительство не ограничивается.

Миграционная политика России

Привлекательность РФ для переселенцев пока остаётся сравнительно невысокой. Государственная миграционная политика РФ направлена на улучшение демографии, экономического процветания страны. Эти вопросы регулируются специальной Концепцией, утвержденной Президентом России 13 июня 2012 года, на срок до 2025 года. Основные положения законодательства РФ в сфере миграции преследуют такие цели:

  • обеспечение прав международных граждан с исключением дискриминации любого типа;
  • развитие рынка труда;
  • создание рабочих мест, развитие процесса приобретения патентов;
  • стимулирование прибытия в РФ людей молодого поколения, специалистов высокой квалификации;
  • совершенствование процесса получения вида на жительство;
  • упрощение норм въезда, оформления документов, процедуры регистрации;
  • оказание содействия вынужденным мигрантам;
  • контроль процессов незаконной миграции;
  • активный мониторинг и информирование населения по данному вопросу.

По итогам реализации этих положений планируется обеспечение широкого притока населения в области Дальнего Востока и Сибири.

В рамках упомянутой выше Концепции, последние изменения и некоторые дополнения в законодательной сфере касаются таких вопросов, как.

Изменения в миграционном учете. Сентябрь 2020.

В сентябре вступают в силу изменения в закон о миграционном учете иностранных граждан. Что изменилось?

  • В действующей редакции закона устранено противоречие, где в одном положении указывалось, что в роли принимающей стороны из числа иностранных граждан может выступать только высококвалифицированный специалист, а в другом, что нерезиденты – владельцы жилых помещений на территории России (включая и иностранных граждан, находящихся за рубежом) выполняют обязанности принимающей стороны в случае, если они предоставляют такие помещения другим иностранным гражданам для временного пребывания. В новой редакции закона в качестве принимающей стороны может быть любой иностранный гражданин, имеющий в собственности жильё в Российской Федерации, а абзац об иностранных владельцах исключен.
  • Министерством иностранных дел, как одним из органов, уполномоченным на осуществление миграционного учета, будут разработаны собственные формы и порядок уведомлений об убытии и прибытии иностранных граждан в место пребывания.
  • Предполагается, что заявление о регистрации по месту жительства иностранным гражданином может быть подано не только в личном порядке, но и в электронном виде через Госуслуги, а также через МФЦ.
  • В число льготных категорий, для которых предусмотрен 30-дневный (вместо 7-дневного) срок постановки на учет по месту пребывания, включены участники программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников и членов их семей.
  • Утратил императивность перечень документов, представляемых иностранным гражданином принимающей стороне для постановки на учет по месту пребывания. В частности, учтено, что гражданам Белоруссии не выдается миграционная карта при въезде в Россию, и, следовательно, предъявлять её не надо. С другой стороны, Правительству Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать перечень документов для постановки на учет.
  • Добавлен четвертый вариант способа уведомления миграционных органов о прибытии (убытии) иностранного гражданина в место пребывания:
    – лично;
    – через МФЦ;
    – через Почту России;
    – в электронном виде.

  • При использовании электронного способа иностранный гражданин получает распечатанную принимающей стороной копию отрывной части уведомления о прибытии после её подписания усиленной квалифицированной электронной подписью должностным лицом органа миграционного учета.
  • Установлено, что для постановки на учет по месту пребывания в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении, иностранный гражданин самостоятельно представляет в миграционный орган уведомление о прибытии и документ, подтверждающий право собственности на данное помещение.
  • В случае, если собственник помещения не находится на территории России, для постановки на учет в таком помещении иностранный гражданин обязан представить нотариальное согласие принимающей стороны на фактическое проживание (нахождение) у нее иностранного гражданина.
  • В новой редакции закона иностранный гражданин не будет сниматься с учета по прежнему месту пребывания в случае его постановки на учет по новому месту пребывания, если новым местом пребывания окажется гостиница, санаторий, дом отдыха и т.д. Эта норма означает, что больше не будет необходимости вставать на учет по месту пребывания после возвращения из отпуска, если отпуск был проведен в учреждении, оказывающем гостиничные или рекреационные услуги на территории России.
  • Также из текста закона исключается следующая норма:

Иностранные граждане, не поставленные на учет по месту пребывания в соответствии с настоящим Федеральным законом, не подлежат ответственности за нарушение правил миграционного учета, за исключением случаев, если обязанность сообщить сведения о месте своего пребывания в соответствии с настоящим Федеральным законом возложена на соответствующего иностранного гражданина.

Указанная норма не с самого начала присутствовала в законе о миграционном учете иностранных граждан. Она была добавлена в текст закона в марте 2011 года одновременно с серьезными послаблениями в области миграционного учета. В частности, тем же законом была внесена революционная поправка, позволявшая ставить иностранных граждан на учет по месту пребывания не только по адресу фактического проживания, но и по адресу работы. Два года назад возможность постановки иностранцев на учет по месту работы стала практически исключена, а в сентябре будет ликвидирована и эта норма. Таким образом от попытки ослабления миграционного контроля, осуществленной десять лет назад, ничего не осталось.

Ну и вишенка на торте – с завтрашнего дня вводятся новые формы бланков уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и заявления о регистрации по месту жительства.

В новой форме два отличия от старой:

1. В связи с тем, что ВНЖ стал бессрочным, добавлено примечание, что заполнять срок окончания документа (ВНЖ) следует только в случае имеющегося ограничения срока его действия.

2. Уточнено, какие данные следует указывать в поле – “Сведения о законных представителях”.

В число льготных категорий, для которых предусмотрен 30-дневный вместо 7-дневного срок постановки на учет по месту пребывания, включены участники программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников и членов их семей.

Масштабные изменения в получении ВНЖ и РВП

Самые глобальные изменения произошли в сфере выдачи ВНЖ и РВП. Вид на жительство стал бессрочным, а получить его теперь можно без РВП, если есть основания. Изменился и перечень тех, кто может оформить разрешение на временное проживание без квоты. В частности, теперь не нужна квота выпускникам российских вузов, колледжей, техникумов. Кроме того, оба статуса теперь можно аннулировать по собственному желанию.

В частности, теперь не нужна квота выпускникам российских вузов, колледжей, техникумов.

Носитель русского языка без экзамена

Госдума планирует освободить граждан Украины и Республики Беларусь от прохождения собеседования в комиссии при получении статуса носителя русского языка — НРЯ. Цель принятия закона – освободить белорусов и украинцев от «лишних» бюрократических процедур по подтверждению ими уровня владения русским языком, так сказано в пояснительной записке к законопроекту. В настоящее время законопроект прошел стадию первого чтения, принятие закона ожидается в 2020 году.

Статус НРЯ присваивается комиссией по результатам собеседования с иностранным гражданином. В рамках собеседования проверяются навыки владения русским языком. Гражданам предлагают составит рассказ о себе, задают вопросы из грамматики, стилистики русской речи, проверяют знание русской литературы. Однако единой методики, порядка проведения собеседования, требований к контрольным материалам не установлено.

Государство возьмет под контроль порядок проведения экзаменов при получении патента, РВП, ВНЖ.

МВД занялось разработкой нового правового режима для мигрантов

Для всех иностранцев в России будет создана единая информационная платформа, в которой появятся личные кабинеты. Об этом сообщила пресс-служба МВД.

Через эту платформу мигранты смогут получать госуслуги, взаимодействовать с официальными органами и получать рассылку через мобильное приложение.

Согласно плану, ведомство собирается внедрить новый правовой режим для долгосрочного нахождения иностранцев на территории страны. «Планируется создание нового правового режима для долгосрочного пребывания иностранных граждан в России, модернизация механизмов регулирования трудовой миграции, обеспечения безопасности и правопорядка в миграционной сфере, а также комплексная информатизация системы государственного управления в сфере миграции», — заявили в МВД.

Читайте также:  Экзамен для мигрантов: тест по русскому языку для мигрантов онлайн

Работа будет проводиться в рамках Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы.

Президент Федерации мигрантов России Вадим Коженов в беседе с РБК отметил, что мигранты часто забывают обновить патент или продлить свой миграционный учет, из-за чего становятся нелегалами не по своей воле. Он считает, что приложение с неотключаемыми уведомлениями могло бы решить эту проблему.

Кроме того, Коженов считает, что данная мера может помочь в реформировании или отмене института миграционного учета. «Регулярно обсуждается вопрос отмены миграционного учета в том виде, в котором он сейчас существует, потому что, на мой взгляд, это бессмысленный и очень коррумпированный институт. Мигранты все равно чаще всего не проживают по месту учета, то есть не выполняется его основная функция», — пояснил он. Решить эту проблему, по мнению Коженова, может помочь система геолокации, которая была бы встроена в обязательное для установки мигрантами приложение.

Председатель профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов указал на двоякие последствия: с одной стороны, приложение может упросить оформление документов, улучшить прозрачность трудовых отношений, упростить поиск рабочих мест, а с другой — способствовать «закручиванию гаек».

«Например, перечень государственных услуг, предоставляемых иностранным гражданам, — прекрасная идея, но рядом находится проект цифрового профиля. А что будет в этом профиле? Неделю назад эксперты МВД предлагали при пересечении границы каждому иностранному гражданину устанавливать на смартфон программу, в которой будут сведения о его здоровье, сведения о его судимости, еще какие-то сведения. Но это вряд ли хорошая идея, ведь мы можем вторгаться в область их личной информации», — сказал Каримов.

Он отметил, что мигранты уже сегодня получают патенты, в которых содержится информация об их состоянии здоровья, а также все базовые сведения, необходимые для осуществления трудовой деятельности на территории России.

Предложения о создании единого информационного портала, приложения и о реформировании миграционного режима содержались в материалах рабочей группы по реализации концепции. Владимир Путин дал поручение скорректировать концепцию в соответствии с идеями, выработанными рабочей группой, еще в марте. Ответственным по реализации плана был назначен руководитель администрации президента Антон Вайно.

В числе предложений, которые одобрил президент, было установление единого миграционного режима долгосрочного пребывания (более 90 дней в году) для иностранных граждан, которым не требуется получать визу для въезда в Россию; отмена разрешений на временное проживание; разработка положений, которые позволят гражданам, которые нарушили миграционное законодательство, но не представляют серьезной опасности для России, оформить легальный статус без привлечения к ответственности.

Мигранты все равно чаще всего не проживают по месту учета, то есть не выполняется его основная функция , пояснил он.

Миграционная реформа от ВВ Путина 2020 года

Президент России внес на рассмотрение общественности новую реформу по вопросам получения гражданства РФ, пребывания иностранных граждан в РФ, депортации иностранных грждан за пределы РФ

Президент России внес на рассмотрение общественности новую реформу по вопросам получения гражданства РФ, пребывания иностранных граждан в РФ, депортации иностранных граждан за пределы РФ

В законе будет прописано 3 способа получения иностранцами гражданства РФ

1. Общий порядок вступления в гражданство России ( Для получения гражданства в общем порядке будет необходимо: Постоянное ( то есть по ВНЖ) проживание иностранца в РФ в течении определенного времени, наличие законного источника доходов, оплата налогов и взносов в ПФР в течении постоянного проживания, подтверждение владения русским языком, прохождении комиссии, отсутствие правонарушений ( в том числе административных штрафов за нарушение ПДД)).

2. Упрощенный порядок вступления в гражданство РФ. Данный порядок позволит гражданам Украины, Беларуси, Молдовы, а также русскоязычным гражданам Прибалтики, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркменистана, Таджикистана, Армении, Азербайджана, имеющим Вид на жительство в РФ, получить гражданство РФ без соблюдения сроков проживания в РФ, без подтверждения доходов и знания русского языка. Эта же процедура касается также тех, кто имеет близких родственников в России.

3. Особый порядок вступления в гражданство РФ. Решения о получении иностранцем гражданства РФ в особом порядке принимает лично президент России.

Отменяется получения гражданства РФ за инвестиции, покупку недвижимости и т..д.

Основным документом для проживания в России останется только ВНЖ.

Для получения ВНЖ по новым правилам будет необходимо :

1. Регистрация в Единой государственной информационной системе

2. Отсутствие нарушений законодательства РФ

Вводится режим ДОЛГОСРОЧНОГО ПРЕБЫВАНИЯ В РФ ( заменит собой патент, РВП и годовые регистрации для граждан Таможенного союза)

Для получения статуса ДОЛГОСРОЧНОГО ПРЕБЫВАНИЯ В РФ вам потребуется:

1. Аккаунт в Единой государственной информационной системе

3. Получение единой ID-карты ДОЛГОСРОЧНОГО ПРЕБЫВАНИЯ В РФ

4. Заключение оферты “соглашения о лояльности”

Соглашение о лояльности- добровольное принятие иностранцами обязательств ( соблюдение законодательства РФ, отсутствие политической деятельности, отсутствие деятельности в религиозно-экстремистских организациях), нарушив которые они лишаются статуса долгосрочного пребывания в РФ.

Вводится режим КОНТРОЛИРУЕМОГО ПРЕБЫВАНИЯ В РФ ( аналого Условного лишения свободы)

1. Личная явка 1 раз в месяц в органы миграции.

2. Ограничение передвижения по регионам РФ

3.Дополнительные средства контроля за жизнедеятельностью

Вводятся 3 категории иностранных работников из безвизовых стран ( СНГ):

1. Работники из стран таможенного союза – обязаны оплачивать НДФЛ в размере равном НДФЛ для граждан РФ ( будет высчитываться по коэффициенту схожему с действующим ныне платежом по патенту)

2.Работники из стран СНГ работающие по патенту ( для них все останется по старому)

3. Самозанятые работники из стран СНГ и Таможенного союза ( ставка 6% от суммы оборота)

Будет создана Едина Платформа по обработке информации о миграционных потока в РФ и иностранцах

Данная платформа позволит

1. Своевременно уведомлять иностранцев о штрафах, причинах санкции в отношении них, сроках действия документов.

2. Осуществлять геолокационный контроль иностранных граждан

3. Заключать работодателю трудовые договора в электронной форма, а также предоставлять информацию и документы в органы МВД

Для получения статуса ДОЛГОСРОЧНОГО ПРЕБЫВАНИЯ В РФ вам потребуется.

Глава ГУВМ МВД Валентина Казакова: Об актуальных вопросах миграционной политики

Для приезжих в Россию готовят облегченные процедуры оформления правового статуса и трудовых отношений с работодателями

Руководитель Главного управления по вопросам миграции МВД России Валентина Казакова рассказала корреспонденту «НГ» Екатерине Трифоновой о новеллах в миграционном законодательстве, связанных с коронавирусом, предстоящей цифровизацией самого ведомства и изменениями на рынке труда. По мнению Казаковой, пандемия показала, что «теневая занятость», о которой иностранные работники чаще всего и договариваются с российскими работодателями, оборачивается для мигрантов множеством проблем.

– С какими проблемами столкнулись миграционные органы в это сложное время?

– Закрытие границ, прекращение транспортного сообщения между странами, введение карантинных мероприятий привели к необходимости урегулирования правового положения находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

В это время особенно важно предотвратить риски здоровью граждан и свести к минимуму их контакты в помещениях при получении государственных услуг. По этой причине необходимо шире использовать информационные технологии. Для этого созданы все возможности – подать заявление можно либо по предварительной записи, либо через Единый портал госуслуг в сети интернет. Такая мера позволяет избежать образование «живой очереди». Наши сотрудники продолжают в полном объеме выполнять свои функции. Они также оказывают содействие сотрудникам Роспотребнадзора и органам здравоохранения в мероприятиях по предупреждению распространения коронавирусной инфекции.

Всего с момента введения ограничительных мер за предоставлением государственных услуг обратилось порядка 1,3 млн иностранных граждан и лиц без гражданства.

– Оправдало ли себя послабление требований к мигрантам в период коронавируса? Не привело ли к росту преступности среди мигрантов? Каким образом осуществляется в настоящее время контроль за мигрантами и нужен ли вообще такой жесткий контроль, как был до пандемии?

– Меры, введенные указом президента РФ, позволили всем иностранным гражданам временно оставаться и работать в России на законных основаниях. Каждый иностранец может при необходимости обратиться в органы внутренних дел с заявлением, на основании которого он получит нужные ему документы – будь это виза или отметка миграционного учета. Обладателям патентов, попавшим в сложную жизненную ситуацию, в том числе потерявшим работу, была предоставлена возможность временно не платить по патенту, причем сам патент оставался действительным.

Также разрешено работать на законных основаниях тем иностранным гражданам, которые находятся в России с иными, отличными от рабочих целями визита.

Начиная с 16 июня 2020 года все иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность, должны иметь разрешительные документы. Работодатели обязаны информировать органы внутренних дел о приеме иностранных граждан на работу.

Самое главное, что люди не оказались в нелегальном положении, а значит многие социальные риски, включая противоправное поведение, не будут обостряться. Более того, в целом за январь-май 2020 года массив преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, сократился на 3,4%.

Несмотря на введенные временные меры, контроль за соблюдением иностранными гражданами законодательства остался прежним. Это же относится и к работодателям, у которых они работают. В этих целях проводятся профилактические мероприятия, наши сотрудники посещают места проживания и работы иностранцев. Совместно с органами занятости и региональными органами исполнительной власти налажено взаимодействие для оказания помощи лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Система контроля и обеспечения безопасности в сфере миграции совершенствуется. Мероприятия, в ходе которых осуществляется проверка соблюдения законодательства, проводятся на основе мониторинга и оценки соответствующих рисков – это значит, что принимаемые меры становятся более точными и эффективными, именно там, где это требуется.

Мы и сегодня продолжаем работать над улучшением механизмов, в основе которых лежат современные информационные технологии и системы управления данными. Задача состоит в том, чтобы для законопослушных граждан контроль был необременителен, а для нарушителей неотвратим, как и сама ответственность. Поэтому мы развиваем возможности электронных сервисов. В частности, 8 июня 2020 года Президентом Российской Федерации подписан федеральный закон, устанавливающий право иностранным гражданам, являющимся собственниками жилья в России, выступать принимающей стороной для других иностранцев. С момента вступления его в законную силу с 7 сентября 2020 года иностранные граждане могут ставить других иностранцев на учет по месту пребывания по адресу своего жилого помещения. Раньше это могли делать только высококвалифицированные специалисты-иностранцы.

После вступления его в силу также появится возможность регистрировать и снимать с регистрации иностранцев по месту жительства через Единый портал госуслуг.

– Какие в настоящее время действуют миграционные правила с учетом послабления ограничений?

– Ответы на многие вопросы даны указом президента РФ от 15 июня 2020 г. № 392. Иностранным гражданам, прибывшим в РФ, в безвизовом порядке, предоставлено право обратиться с заявлением о выдаче патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления, к заявленной цели визита и выезду из РФ. Работодатели, имеющие разрешение на привлечение и использование иностранных работников, вправе обратиться с заявлением о выдаче (продлении) разрешения на работу иностранным гражданам, прибывшим в РФ в визовом порядке, без учета требований к заявленной цели визита иностранного гражданина на любой срок до 15 сентября 2020 года включительно.

Читайте также:  Рубрика “Япония”

Например, в Москве с 22 июня уже возобновили работу многофункциональные центры «Мои документы», расположенные в наиболее густонаселенных районах с хорошей транспортной доступностью. Подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России продолжают осуществлять прием и оказывать государственные услуги в сфере миграции, при этом в целях исключения образования очередей существует возможность подачи заявлений в электронном виде.

– 30 мая 2020 года утвержден план мероприятий по реализации Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы. Какие мероприятия предусмотрены этим планом?

– Обновленный план мероприятий по реализации в 2020-2022 годах Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы был разработан министерством внутренних дел в развитие предложений по реформированию миграционных режимов и института гражданства РФ, явившихся результатом совместной деятельности всех органов государственной власти в рамках рабочей группы по реализации Концепции, образованной распоряжением президента от 6 марта 2019 года № 58-рп.

В ходе исполнения плана предполагается совершенствование институтов постоянного проживания и гражданства РФ. Планируется создание нового правового режима для долгосрочного пребывания иностранных граждан в России, модернизация механизмов регулирования трудовой миграции, обеспечения безопасности и правопорядка в миграционной сфере, а также комплексная информатизация системы государственного управления в сфере миграции.

Планом предусмотрен комплекс мероприятий по созданию единой информационной платформы, содержащей сведения об иностранных гражданах, обеспечивающей предоставление государственных услуг, взаимодействие между гражданами, организациями и государственными органами в электронном виде, а также позволяющей внедрить персонализированные информационные сервисы (личный кабинет, рассылка уведомлений в мобильном приложении). Предполагается сформировать государственную систему планирования и управления миграционными процессами, предназначенную для решения задач сбалансированного пространственного развития РФ, прогнозирования социально-экономических и инвестиционных потребностей субъектов РФ, учета и перераспределения кадрового потенциала по отраслям экономики и предприятиям.

– За последний год министерством подготовлено большое количество законопроектов, внесенных правительством в Госдуму. Предполагается ли внесение новых законопроектов в 2020 году и каких именно?

– Наша работа по законопроектам ведется по двум направлениям. Первое – это вопросы правового регулирования, которые необходимо решать в ближайшей перспективе. К ним, например, относятся уже подготовленный и внесенный в правительство законопроект об упрощенном порядке привлечения иностранных работников в период подготовки и проведения международных мероприятий. Актуальным вопросом является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения России, а также выработка мер по предотвращению распространения опасных инфекционных заболеваний. В этой связи уже разработан законопроект, предоставляющий полномочия правительству РФ на определение правил транспортировки высылаемых лиц, имеющих инфекционные заболевания. Также готовим законопроект, направленный на разграничение правоохранительной деятельности по пресечению противоправных деяний от государственного надзора (контроля) за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и отмену плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Второе направление – это подготовка принципиально новых нормативных правовых актов, предусмотренных обновленным планом мероприятий по реализации Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы.

– Правозащитники критикуют чиновников за отсутствие конкретной помощи для иностранцев, оказавшихся в сложном положении. Планируются ли для них какие-либо послабления или меры поддержки?

– Как уже было сказано выше, органами внутренних дел были приняты все необходимые меры по урегулированию правового положения иностранных граждан – независимо от цели въезда в Россию, установленных нормативными правовыми актами сроков обращения за документами и без соблюдения в отдельных случаях обязанности выезда за пределы РФ. Иностранцам предоставлена возможность временно находиться и работать в нашей стране. В случае обращения граждан сотрудниками подразделений по вопросам миграции оказывается помощь в составлении соответствующих заявлений, принимаются решения о продлении срока пребывания и выдаче документов.

Правозащитники, в свою очередь, также могут оказать конкретную помощь иностранцам, оказавшимся в сложном положении, например, защитить их трудовые права перед работодателем. Если они выявят признаки нарушения законодательства, регулирующего порядок привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности, то мы всегда готовы оперативно отреагировать на их обращения.

– Выносятся ли в настоящее время решения о выдворении иностранных граждан из России?

– В соответствии с вышеупомянутым указом президента РФ от 15 июня 2020 года № 392 в настоящее время в отношении иностранных граждан решения о нежелательности пребывания, об административном выдворении, о депортации или реадмиссии не принимаются. Вместе с тем, МВД России совместно с МИД России на постоянной основе взаимодействует с посольствами и консульскими учреждениями иностранных государств по вопросам организованного вывоза их граждан, в том числе тех, кто ожидает исполнения решений об административном выдворении или депортации.

– Пандемия снова поставила вопрос о том, что в России находится множество мигрантов без определенного правового статуса. Сколько же их? Что предполагается делать с такими лицами: выдворять или легализовывать? Например, содержание иностранных граждан в центрах временного содержания (ЦВСИГ), отправка их на родину и другие меры по выдворению и депортации затратны для государства. Легализация же, в результате которой в казну поступали бы взносы от патентов или госпошлин, наоборот выгодна. Тем более, что мигранты, длительное время проживающие в РФ, имеющие уже здесь корни и интересы, все равно страну не покинут. Ставится ли вопрос о проведении миграционной амнистии, насколько это вообще вероятно?

– Вопрос стоит несколько иным образом. Пандемия обнажила проблему «теневой занятости» иностранных граждан у работодателей, которые в этот период не выполнили свои обязательства перед работниками, пользуясь отсутствием письменных трудовых или гражданско-правовых договоров. Именно по этой причине многие люди оказались в нелегкой ситуации, были уволены или сокращены без предоставления соответствующих социальных гарантий, установленных российским трудовым законодательством и международными соглашениями.

В действительности, у большинства работающих в России иностранцев, как правило, есть разрешение на работу или патент, они законно находятся в нашей стране, платят налоговые платежи, но при этом не требуют от работодателя письменного оформления трудовых отношений, чем последние и пользуются. Официальный договор с работодателем – это гарантия работнику, что он сможет в острой ситуации защитить свои права – оспорить незаконное увольнение или сокращение, потребовать невыплаченную заработную плату, получить оплачиваемый отпуск, больничный лист, жилищное и медицинское обеспечение и многое другое, что обязаны предоставлять работодатели. Поэтому реальная проблема состоит не в отсутствии правового миграционного статуса и не в проблеме его получения. Причиной является неформальная занятость, не задокументированные трудовые отношения. Ведь проблема с миграционным статусом зачастую возникает, когда происходят проблемы на работе. Например, работодатель задержал зарплату или вовсе ее не выплатил, или выплатил, но в меньшем объеме, если сотрудник болел. Значит, работник не сможет оплатить патент, утратит право находиться и работать в России, окажется в нелегальном положении. Каждый иностранец должен понимать, что наличие обязательств со стороны работодателя в виде письменного договора – это гарантия защиты его прав, которая позволит избежать многих негативных последствий.

Вторая похожая проблема – это «теневой найм» жилья. Однако в этом случае уже не работодатель, а собственник или наймодатель жилого помещения не оформляет с иностранцем документы. Обращаем внимание иностранных граждан, что договор найма жилого помещения также как и трудовой договор желательно иметь в письменной форме. Только в этом случае наниматель может защитить свои права пользования жилым помещением. Одновременно с заключением такого договора собственник или наймодатель должен обеспечить постановку на миграционный учет всех иностранных граждан, кто будет проживать, а также продлевать его в установленных законом случаях. Наличие такого договора обезопасит граждан от неправомерного выселения, произвольного изменения платы, отказа от оформления или продления миграционного учета и многих других нарушений, ущемляющих права нанимателя.

Как видите, самые распространенные проблемы у граждан возникают в результате банального пренебрежения правовыми средствами обеспечения своих собственных прав. Просим иностранцев формализовать, что называется «закреплять на бумаге», договоренности со своими работодателями и собственниками жилых помещений.

В большинстве случаев нарушители, которым назначается наказание в виде административного выдворения за пределы РФ пользуются возможностью самостоятельного контролируемого выезда. Для этого они сами либо при помощи близких людей покупают билет на родину, и предъявляют его в суде, как подтверждение намерения добровольно выехать. В таких случаях никто не помещается в специальное учреждение, а сам процесс контроля самостоятельного выезда для государства не затратный. В специальные учреждения помещаются те граждане, которые либо не имеют документов для выезда в свою страну, либо не имеют средств на покупку обратного билета и им некому помочь, либо такие нарушители, которые уже ранее не исполнили обязанность самостоятельного контролируемого выезда, а также лица, отбывшие наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы или в отношении которых было принято решение о нежелательности пребывания. Очевидно, что содержание таких граждан в специальных учреждениях вполне обоснованно и даже необходимо из соображений безопасности.

Мы уже говорили, что послабление или ужесточение миграционного законодательства не приведет к существенному изменению ситуации. Намного важнее предоставить более удобные и современные способы реализации гражданами своих прав, облегчить сами процедуры оформления миграционного статуса, трудовых отношений с работодателем, прав пользования жилым помещением с собственником, получения необходимых государственных услуг, выполнения обязанностей. Для этого мы сегодня активно работаем над развитием информационных сервисов, переходом к взаимодействию граждан, организаций и государства в электронном виде. Мы планируем в ближайшие три года полностью обновить всю систему правового регулирования и государственного управления в сфере миграции.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Только в этом случае наниматель может защитить свои права пользования жилым помещением.

Вопрос: Распространяется ли пп. «б» п.2 Указа на принятие решений об отказе в выдаче разрешений на временное проживание и вида на жительство в соответствии со статьями 7 и 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) в том числе лицам, обратившимся за получением указанных государственных услуг в период с 15 марта по 15 июня 2020 года?

Ответ: Территориальные органы МВД России при наличии оснований, предусмотренных статьями 7 и 9 Федерального закона № 115-ФЗ, принимают решения об отказе в выдаче разрешений на временное проживание и видов на жительство.

Ответ В соответствии с Указом в период с 15 марта по 15 июня 2020 года иностранные граждане, у которых срок постановки на учет месту пребывания или регистрации по месту жительства истекают в указанный период, а также принимающая их сторона освобождаются от обязанностей по выполнению действий, необходимых для повторной постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания или регистрации их по месту жительству.

Реализация миграционного законодательства в России в 2020 году

Почему мигрантам пора готовиться к депортации?

Российская Федерация в последнее время особенно «славится» своими законами. И если раньше законодательством интересовались только профессиональные умы, то сегодня любой желающий имеет доступ ко всей законодательной базе, которая находится на официальном портале prаvo.gov.ru .

Читайте также:  Какие документы могут подтвердить гражданство Российской Федерации

Интересное содержание ФЗ «О гражданстве РФ»

Примечание к главе 8.1 в ФЗ «О гражданстве РФ», гласит:

Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-Ф3 (ред. от 27.12.2018) “О гражданстве Российской Федерации”

КонсультантПлюс: примечание.

Лица, подпадающие под действие гл. VIII.1. не обратившихся до 01.01.2020 с заявлением о признании гражданином РФ или о приёме в гражданство РФ, обязаны выехать из России не позднее 01.04.2020. Лица, не исполнившие указанные требования, подлежат депортации.

Не знаем, интересно ли читателю, кто подпадает под действие данного примечания? Отправляемся читать другую статью – 41.1., в которой говорится о предмете регулирования и сфере действия этой главы. В ней трактуется, что примечание распространяется на всех граждан бывшего Союза Советских Социалистических Республик, которые не стали российскими гражданами – прибыли в Россию, но не подали заявление на получение гражданства. Также это примечание относится к детям бывших граждан СССР и иностранных граждан – и совершеннолетним, и несовершеннолетним. Если у вас нет времени читать эту статью, но вам интересно «откуда растут ноги» и «куда они приводят?» – позвоните нам, чтобы получить дополнительное разъяснение о содержании текста.

Ну и к самому интересному – пункту 3 ст.41.1 – данная статья также имеет непосредственное отношение к гражданам бывшей СССР, которые прибыли и проживают на территории российского государства, а также имеют российские паспорта, но не приобретших российское гражданство в установленном порядке.

Что все это означает?

Даже если у вас на руках есть паспорт Российской Федерации – вы можете не являться ее гражданином, так как гражданство не присваивается автоматически, а требует соблюдения определенного регламента. Поэтому мигранты, которые спят и видят себя россиянами, могут обратиться к нам за подробным разъяснением тех обстоятельств, в которых они сегодня оказались. Телефон, по которому можно с нами связаться указан на сайте.

То есть, чтобы получить статус российского гражданина, надо дополнительно пройти процедуру присвоения гражданства в установленном порядке.

Условия, при которых вас не депортируют

Все что описано выше касается сферы влияния данного закона. Но при каких условиях граждане бывшего СССР и мигранты не подпадают под депортацию, которая должна произойти в 2020 году:

* Ну, во-первых, если они способны решить вопрос урегулирования своего правового статуса, согласно действующим порядкам на основании собственного волеизъявления.

* Во-вторых, если смогут получить вид на жительство, в соответствии с законом «О правовом положении иностранных граждан».

Процедура получения российского гражданства

Чтобы граждане бывшего СССР и иностранцы, а также их дети стали российскими гражданами – им необходимо написать заявление о приеме в гражданство РФ в общем порядке. Также можно обратиться с заявлением о признании их гражданами России на определенных основаниях.

Данное заявление должно было быть направлено в Министерство Внутренних Дел РФ. В противном случае, не являясь гражданами РФ, все будут подлежать грядущей в 2020 году депортации. Дружно собирайте чемоданы, и до 1 апреля 2020 года выезжайте из этой чужой страны. Но у вас еще есть время все исправить, если вы своевременно обратитесь с заявлением о приеме в российское гражданство.

Бесконечный поток подводных камней – депортация иностранцев из Российской Федерации состоится в массовом порядке

Казалось бы, если вы обязательно соблюдете все необходимые процедуры, то можете вздохнуть спокойно. Но в статье 41.2 говорится, что лицо не будет признанно российским гражданином если оно уже когда-либо получило российский паспорт после первичного обращения, без прохождения процедуры российского гражданства – это касается граждан бывшей СССР. Гейм Овер, друзья!

Не трудно догадаться, что многие из мигрантов не обращаются за получением российского гражданства, и даже не имеют российские паспорта. Это значит, что по закону – в 2020 году их депортируют. Возникает вопрос, кто мог додуматься до таких трактовок, и в своем ли уме были депутаты, которые голосовали за утверждение этих законов?

Подводим итоги

Складывается впечатление, что стать российским гражданином для мигранта – задача непосильная, и недостижимая. Для тех, кто и так хотел покинуть российские просторы пути в никуда всегда открыты, а почва для «отступления» подготовлена, однако куда будут депортировать остальных…?

На самом деле масштабы возможной трагедии, действительно, ужасают. Как вы можете себе представить депортация коснется огромного количества человек? Российские законодатели «жгут».

Если вы не поняли, что именно пытаются до вас сейчас донести – позвоните по телефону: 8 (495) 294-00-14

И если раньше законодательством интересовались только профессиональные умы, то сегодня любой желающий имеет доступ ко всей законодательной базе, которая находится на официальном портале prаvo.

Нововведения в миграционном законодательстве РФ в 2020 году

Каждое государство заинтересовано в первую очередь отстаивать интересы собственных граждан. И Россия не исключение: власти постоянно обновляют законодательство в сфере миграции. В 2020 году в нем появились очередные нововведения, с которыми важно познакомиться.

Под понятием миграция скрывается глубокий смысл.

Нововведения в миграционном законодательстве РФ в 2020 году

По сути, это экзамен, который позволяет выяснить, сможет ли мигрант беспрепятственно интегрироваться в российское обществе и свободно общаться с носителями национального языка. Но и из этого правила делают исключения в отношении гостей России. А именно, тестирование не нужно проходить, если мигрант сможет доказать, что является носителем русского языка. Также такое требование не работает по отношению к недееспособным/несовершеннолетним приезжим. Еще исключение делают для пожилых мигрантов и высококвалифицированных специалистов, в которых нуждается Россия.

Постановление Правительства РФ о миграционной карте № 413 было принято еще 16 августа 2004 г., а последние изменения, касающиеся формы миграционной карты, внесены в него Постановлением Правительства № 271 от 6 мая 2006 г. Ее (карту) должен заполнить каждый иностранец, пребывающий в страну. Мигрант получает на ней отметку о въезде. Когда он покидает пределы России, то отдает миграционную карту сотруднику пограничной службы. Получить миграционную карту может любой совершеннолетний мигрант, а на ребенка ее заполняет родитель, удостоверяя своей подписью.

Ее карту должен заполнить каждый иностранец, пребывающий в страну.

Путин поручил провести миграционную реформу

Президент России Владимир Путин поручил провести реформу миграционных режимов и института гражданства. Скорректировать план мероприятий по реализации 2019–2021 годах концепции государственной миграционной политики поручено правительству, МВД, МИДу, ФСБ и Минюсту совместно с администрацией президента. Необходимость реформы объясняется тем. что существующие миграционные правила недостаточно ясны и унифицированы.

Концепция государственной миграционной политики предлагает установить три вида приема в гражданство РФ:

  • Общий. Применяется «по умолчанию» ко всем, кто не имеет оснований быть принятыми в упрощенном или особом порядке. Предполагается знание русского языка, определенный срок постоянного проживания на территории РФ, обязательство соблюдать российское законодательство. Претендентов будет оценивать комиссия. Решение принимают МВД и его территориальные органы
  • Упрощенный. Снимается ряд требований для людей «из стран, близких нам в социокультурном отношении», а также при наличии позитивных социальных связей в России или уязвимого положения. Решения принимают МВД и его территориальные органы, МИД, а также диппредставительства и консульские учреждения.
  • Особый. Отдельные категории лиц, решение в отнощении которых требует оценки неочевидных фактов. Решение принимает президент.

Для приема в гражданство в общем и упрощенном порядке также предполагается «отсутствие социально-конфликтных ситуаций в период определенного периода проживания на территории Российской Федерации». «Упрощенного предоставления гражданства Российской Федерации исключительно по “экономическим” критериям (квалификация, инвестиции и т. п.) не предполагается»,— говорится в перечне поручений.

Основным миграционным статусом, согласно концепции, станет вид на жительство. Для его получения необходимы регистрация в государственной информационной системе, проживание на территории РФ и соблюдение ее законодательства, отсутствие опасных заболеваний «и, как правило, знание русского языка». Разрешение на временное проживание как отдельный миграционный статус исключат, поскольку он «в существующем виде фактически себя изжил».

Также вводится унифицированный режим долгосрочного пребывания. Для получения права на длительное пребывание необходимо:

  • наличие подтвержденного аккаунта в государственной информационной системе, регистрация в которой будет требовать предоставления биометрических персональных данных,
  • отсутствие опасных инфекционных заболеваний,
  • получение единого документа с электронным носителем информации.

Вводится институт «соглашения о лояльности» — механизм, в рамках которого иностранные граждане для въезда в Россию официально принимают на себя обязательства, нарушение которых может повлечь объявление нежелательности пребывания (соблюдение законов, неучастие в политической деятельности, в деятельности запрещенных организаций и др.).

Будет введен новый особый миграционный статус — «контролируемое пребывание», предусматривающий дополнительные обязанности для мигранта: регулярная личная явка, ограничение перемещений, применение дополнительных средств контроля и т. д.

Иностранных работников разделят на три категории:

  • работающие по найму граждане из стран Евразийского экономического союза (будут платить такой же налог на доходы, как и россияне);
  • работающие по найму граждане из стран с безвизовым порядком въезда в Россию;
  • самозанятые иностранные граждане.

Кроме того, президент поручил создать единую информационную платформу для обработки информации об иностранцах и миграционных потоках.

  • регулярно собирать базовые статистические показатели, по запросу выдавать различные формы отчетности;
  • уведомлять иностранцев о принятых по их заявлениям решениях, сроках действия их документов;
  • анализировать миграционные потоки между субъектами РФ;
  • осуществлять персональную аналитику (решение правоохранительных задач с использованием возможностей геолокации, мониторинга сетевой активности и т. п.);
  • обеспечивать перевод в электронную форму части документооборота при взаимодействии граждан и организаций как между собой (в частности, заключение трудовых договоров в электронной форме), так и с государственными органами.

Кроме того, президент поручил создать единую информационную платформу для обработки информации об иностранцах и миграционных потоках.

Что планируют изменить в 2020 году

Работа для студентов без разрешительных документов

В 2020 году Госдума рассмотрит проект, который предлагает упростить процесс трудоустройства для иностранных студентов.

Правительство хочет освободить таких граждан от необходимости оформлять разрешение на работу. Изменения должны затронуть мигрантов, обучающихся в российских вузах, колледжах, техникумах.

Гражданство за 3 месяца

сроки рассмотрения заявлений на гражданство.

Но только для тех граждан, которые проходят по упрощенной схеме. Сейчас документы от таких заявителей рассматривают полгода. Если проект примут, то срок сократится до 3 месяцев.

Где запретят работать мигрантам в 2020 году

Например, в Московской области с 2020 года патенты будут стоит 5100 рублей примерно 79 в месяц.

Миграция в России 2020

Также работники-иностранцы должны выплачивать из своих зарплат 1.8% на страхование. Это гарантирует не только обеспечение медицинской помощи, но и возможность стать на учет в Центр занятости и получать компенсацию за потерю работы. Чтобы оформить ее, необходимо делать взносы минимум 6 месяцев. Если у будущего работника нет медицинского полиса, то его не имеют права брать на работу. Полис оформляется минимум на один год.

Полис оформляется минимум на один год.

Добавить комментарий