Церковь Сурб Хач на карте

Монастырь Сурб-Хач

Монастырь Сурб-Хач.

Церковь Сурб Хач на карте

Храм Сурб-Хач — древнейшее строение донской столицы

Церковь Сурб-Хач — одно из самых красивых и древних строений донской столицы. Храм и окружающий его парк располагаются на холмистом высоком берегу Северного водохранилища в балке реки Темерник. Здесь можно помолиться, погулять в саду и даже поискать клад.

Тоска по родине и храм Сурб-Хач

История церкви Сурб-Хач связана с появлением на Дону в 1780-х годах большой диаспоры крымских армян. Крестьян и ремесленников армянского происхождения переселили сюда по указу Екатерины II. Это было частью большого плана императрицы по присоединению Крыма к России. Екатерина II хотела ослабить позиции богачей Крымского ханства, лишив их рабочей силы, что ей в итоге и удалось.

Вот так выглядит церковь Сурб-Хач внутри

В 1779 году крымские армяне забрали с собой всё самое ценное и отправились на Дон. Целых полтора года переселенцам понадобилось, чтобы сюда добраться. Многие из них погибли, не выдержав тяжелой дороги. Когда изможденные путники наконец-таки дошли до устья реки возле крепости Димитрия Ростовского, они осели здесь и основали город Новый Нахичеван (позже Нахичевань-на-Дону, ныне находится в составе Ростова — Прим. ред.).

Глубоко верующие крымские армяне нуждались в месте для молитв. Тоскуя по своему дому, они решили возвести новый монастырь, который бы напоминал им о старой общине. Назвали они его так же, как и крупнейший армянский монастырь в Крыму — Сурб-Хач, что переводится, как «церковь Святого Креста».

«Сурб-Хач» переводится как «церковь Святого Креста»

Строился Сурб-Хач с 1786 по 1792 год по проекту известного русского архитектора-классициста Ивана Старова, создателя Троицкого собора Александро-Невской лавры и Таврического дворца в Петербурге. Стены церкви украшали снятые с армянских церквей Крыма и привезенные в монастырь на берегу Темерника 13 древнейших хачкаров — каменных стел с резным изображением креста. Спустя какое-то время при монастыре открыли семинарию и первую на юге России типографию.

После революции, в начале 1920-х годов, монастырь закрыли, а на его подворье разместили детский дом. До 1931 года в церкви продолжались богослужения, а потом ее передали местному совхозу под зернохранилище.

Зимой природа на территории церкви Сурб-Хач выглядит особенно прекрасно

В 1935 году удар молнии разрушил колокольню и часть крыши храма. А в середине 60-х годов церковь настолько обветшала, что ее собирались снести. И снесли бы, если бы Сурб-Хач не отстоял армянский художник Мартирос Сарьян. В 1968–1972 годах церковь восстановили и открыли здесь Музей русско-армянской дружбы. А в 2000 году в храме Сурб-Хач возобновились богослужения.

Хачкар и закрытый родник

К сожалению, сам монастырь до наших дней не сохранился, но остался храм Сурб-Хач. Он действующий, в нем регулярно проходят богослужения. Любой желающий могут прийти сюда, поставить свечку за здоровье своих близких, помолиться или просто отдохнуть от мирской суеты и спокойно подумать.

В церкви Сурб-Хач можно помолиться за своих близких

Главная реликвия церкви — это хачкар или крест-камень VI века, который, по преданию, армянские переселенцы в свое время вывезли из древней армянской столицы Ани, а уже в XVIII он попал на донскую землю.

Хачкар VI века — главная реликвия церкви Сурб-Хач

У стен церкви похоронены известные армянские поэты и писатели: Арутюн Аламдарян, Микаэл Налбандян и Рафаэл Патканян.

Возле храма лежат надгробия известных армянских поэтов и писателей

Возле храма располагается небольшой парк, обнесенный изгородью. Здесь высажены деревья, кустарники, зеленеет аккуратно подстриженный газон. За прицерковной территорией тщательно следят, здесь никто не мусорит.

За чистотой на территории парка тщательно следят

Рядом располагается лавка с сувенирами. Однако, как выяснил корреспондент 161.ru, выбор в ней совсем невелик.

Желающие могут приобрести здесь сувениры

За церковью находится длинная каменная лестница, спускающаяся вниз по монастырскому кургану к роднику Салых-Су. Здесь устроена купальня, которая является одним из традиционных мест во время крещенских купаний. Правда, сейчас дорогу к этому водоему перекрыли и повесили запрещающие таблички.

Лестница за церковью Сурб-Хач спускается к роднику Салых-Су

Рядом с церковью Сурб-Хач раскинулось озеро, в котором плавают утки. Ростовские рыбаки приходят сюда с удочками в надежде на хороший улов. А другие жители Ростова неспешно прогуливаются вдоль водоема.

Пройти к роднику сейчас нельзя

Тайна клада монастыря Сурб-Хач

Территория церкви как будто создана для спокойного и комфортного времяпрепровождения. Но и для романтиков и любителей приключений на территории церкви Сурб-Хач тоже найдется дело. Вот уже несколько поколений ростовчан упорно ищут здесь клад.

Поговаривают, что на территории монастыря «Сурб-Хач» спрятали клад

Согласно легенде, во время революции нахичеванские армяне спрятали здесь от большевиков свое накопленное добро. В то время по краям балки реки Темерник располагались заброшенные пещеры, в которых добывался известняк. Нахичеванские армяне решили спрятать сундуки в одной из них и тщательно засыпать их землёй. Клад пролежал здесь до начала Великой Отечественной войны. 21 июля 1942 года во время бомбежки один из снарядов попал в балку. Произошел обвал, и сундуки оказались на поверхности. Советские бойцы нашли здесь серебряные подсвечники, золотые украшения, фарфоровую посуду, шкатулки и книги, инкрустированные драгоценными камнями. Чтобы вывезти драгоценности, они вызвали транспортную роту. Но когда она подошла к церкви Сурб-Хач, налетели немецкие мессершмиты и снова начали бомбить территорию. В результате погибли несколько человек, а сундуки снова оказались под землей. О кладе рассказали выжившие солдаты при том налете, но документально это зафиксировано не было.

О богатствах армянских купцов, спрятанных под землей, ходили не только солдатские байки. В архиве аномальных явлений Российской государственной библиотеки, например, есть запись, которую сделал кладоискатель по фамилии Мариков. Он написал о том, что в 1952 году он купил карту катакомб монастыря Сурб-Хач у человека, который, по его словам, видел клад собственными глазами.

Есть ли клад на территории церкви или нет, доподлинно неизвестно

— В подтверждение своих слов он задрал рубаху. На его спине я увидел большой бурый шрам по форме напоминающий человеческую руку с непропорционально длинными пальцами. Зверь пометил меня, — сказал продавец карты. — И теперь он преследует меня во снах. Двум моим товарищам он оторвал голову, а меня вот только пометил. Он смотрит через меня на мир — я нужен ему для этого, — написал кладоискатель.

Мариков рассказал о том, как он с двумя своими помощниками искал клад монастыря Сурб-Хач. Они начали рыть яму в том месте, где на карте отмечался вход в катакомбы, и наткнулись на камень. Он был похож на надгробную плиту с нарисованными на ней непонятными знаками. Под камнем можно было пролезть в катакомбы, что они и сделали. Там с кладоискателями, по их собственным рассказам, стала происходить непонятная чертовщина. Сначала погасла керосиновая лампа, потом Мариков услышал крик, получил удар по голове и потерял сознание.

По рассказам Марикова, с ним произошли ужасные вещи на территории церкви

Кладоискатель уверяет, что, когда он очнулся, его товарищи были мертвы. Он побежал к выходу и возле него увидел «зверя, походившего на человека». Затем раздались выстрелы из катакомб. Пуля попала Марикову в правую ногу, и он снова потерял сознание. Очнулся он неподалеку от входа в катакомбы, а в руках сжимал серебряный кувшин, украшенный замысловатой вязью.

— Потом откуда-то появились военные и забрали меня. Мне инкриминировали кражу культурных ценностей и отправили в лагеря. Мне повезло, и я вернулся в Ростов уже в 1956 году. Как я попал в то место? Кто стрелял? И откуда взялся кувшин — до сих пор не могу понять. Но еще раз спуститься в катакомбы не хочу и другим не советую, — закончил свой рассказ Мариков.

Вот такие есть обитатели в церкви Сурб-Хач

Трудно сказать, насколько правдива эта история. Каждый может сам для себя решить, верить в нее или нет. А пока пусть это останется неразгаданной тайной церкви Сурб-Хач.

Напомним, ранее в нашей рубрике мы рассказывали о другом культовом месте — Зеленом острове.

Фото: Александр Подопригора, Ростовский словарь, Александр Подопригора

Он побежал к выходу и возле него увидел зверя, походившего на человека.

Где находится Сурб-Хач в Старом Крыму?

Старый Крым расположен на территории Кировского района республики – у подножия горы Святого Креста (Монастырской). С нее сбегает речушка Чурук-Су. На вершине этой же лесистой возвышенности турист заметит силуэт апостольской церкви. Севернее от сакрального места, в Козьей балке, можно также посетить Парк антилоп.

История становления обители.

Древние реликвии замурованы в монастырских подземельях?

Интересна и сама история Сурб-Хача. Когда Екатерина Вторая переселила армян из Крыма на Дон, то они очень скучали по своей родине. И решили построить на Дону нечто, напоминающее родной Крым.

Монастырь Сурб-Хач в начале XX века

Когда будущий основатель донского армянского монастыря архиепископ Иосиф Аргутинский был в гостях нахичеванца Мартына Торосяна, они вместе прогуливались по окрестностям. Архиепископу понравились окрестности нынешнего Сурб-Хача – река, островок, холмы, родники и роща (сейчас от неё ничего не осталось)… И он решил, что это будет наилучшее место для строительства монастыря.

Читайте также:  Нужна ли виза во Вьетнам - в 2020 году, стоимость, оформление, срок получения, сбор документов, консульство

Мост Сурб-Хача был окружён деревьями.

В 1780 году на высоком правом берегу реки Темерник был устроен монастырский сад и построена временная деревянная церковь. А уже через три года здесь был возведён прекрасный каменный храм, который высится на холме до сих пор. Стиль его относится к русскому классицизму.

Сурб-Хач. Старинный снимок

Монастырь имел внешнюю схожесть со средневековым Старокрымским монастырём Сурб-Хач. Холмы, родники – всё это только усиливало сходство. Раньше восточнее церкви находился большой архиерейский дом, в котором было 32 комнаты. В них располагались покои настоятеля, монастырская библиотека, школа-интернат, а затем и семинария с пансионатом, типография, и даже музей. Здесь был настоящий культурно-просветительский центр.

Рядом с храмом возвышалась двухъярусная колокольня. К сожалению, как и многие другие постройки монастыря, она не сохранилась. От монастыря остались только храм, лестница, каптажное строение над родником, северные и южные ворота.

Храм Сурб-Хач с колокольней (не сохранилась)

Были привезены на Дон и древние армянские святыни – хачкары. Главной святыней монастыря был хачкар IV века – огромный камень с вырезанным на нём крестом, доставленный из Армении. Его называли «Святой камень» и, собственно, в честь него и был назван донской Сурб-Хач (по-армянски «Святой крест»).

Остров у Сурб-Хача

Вообще хачкары – это отдельная и интересная история. Всего на Дон при переселении армян из Крыма было привезено 700 святых реликвий. Камни распределили по армянским храмам Дона. Но когда начались гонения на церковь, армянские храмы разрушали вместе с православными. Древние реликвии армянского народа были утеряны вместе с разрушенными церквями.

Вид на Сурб-Хач и каптажную постройку

До наших дней из семи сотен хачкаров, привезённых на Дон, древних реликвий армянского народа сохранился только главный хачкар храма Сурб-Хач. Сейчас он находится в Ростовском областном музее краеведения. И хотя на информационной табличке этого уникального экспоната надпись, говорящая о том, что хачкар был сделан в VI веке, многое свидетельствует о том, что он гораздо старше. Так, например, на нём нет ни растительных, ни геометрических узоров, которыми начали традиционно украшать хачкары уже с Vвека. И это говорит о том, что главный хачкар создан до этого времени, то есть как минимум на век старше, чем указано на табличке.

Главный хачкар Сурб-Хача

Кроме главного хачкара в стены донского храма были вмонтированы 14 хачкаров размерами поменьше. В 20-х годах прошлого века большинство армянских реликвий все бесследно пропали. Впрочем, по одной из версий, пропавшие хачкары были просто сняты со стен храма и спрятаны в подземельях Сурб-Хача. Впрочем, несмотря на то, что настоятель храма знает версию о том, что хачкары спрятаны в подземельях, пока не удалось их отыскать.

Сурб-Хач. Южные ворота

Дело в том, что раньше на территории монастыря находилось несколько зданий. И во всех них были подвалы. И в каком именно могут находиться хачкары – неизвестно. Сами же подземелья давно уже скрыты под толщей земли и даже сложно установить, где именно они были.

Сурб-Хач. Северные ворота

Настоятель храма, отец Тер Пугос, рассказывал, что слышал от старожилов, что люди спускались в какие-то старинные подвалы Сурб-Хача, но где были входы туда – теперь уже не найти…

Южные ворота.

Армянский монастырь Сурб-Хач в Старом Крыме

Армянский монастырь Сурб-Хач находится в густо растущих деревьях на горных склонах вблизи города Старый Крым, около 3-х километров. Неординарное архитектурное исполнение Сурб-Хач неоднократно обращало на себя внимание многих художников, которые отображали на своих полотнах величественное построение. Монастырь, который 29 июля 2015 года достиг 657-летия, является святой землей для всех, кто ищет духовности и умиротворения. Монастырь Сурб-Хач обладает своеобразной созидательной силой, которая позволила армянам сохранить свою религию, веру, обычаи.

В послевоенные период монастырь был подвержен серьёзным разрушениям и только в 94-м году 20 века монастырь был реставрирован и прихожане могли посещать храм.

Церковь Сурб-Хач в Ростове-на-Дону

14 ноября 1779 года была обнародована пожалованная Екатериной армянам-переселенцам грамота, в которой говорилось, что переселенцы-армяне освобождаются от уплаты государственных податей и повинностей сроком на 10 лет, получают право свободно торговать внутри и вне государства, основывать фабрики, заводы и заниматься всякого рода промыслами.

Исторический путь

Первые упоминания о монастыре Сурб-хач в Крыму датируются серединой XIV века. Он был основан армянскими переселенцами из города Ани, который серьезно пострадал от землетрясения. По легенде, предводителю общины явилось знамение – в небе появился огромный пламенный крест. Отсюда и переводится название «Сурб-Хач» как «Святой крест».

Когда храм был построен, верующие разместили на его крыше крест с главной святыни города Ани.

Долгое время армянский храм не только служил местом для паломничества, но и был приютом для тех, кто подвергался религиозным гонениям за христианство.

С приходом советской власти, в 1925 году, святую обитель ликвидируют, и на ее месте располагается детский лагерь и санаторий. С 90-х гг здесь начинаются работы по реставрации и проводятся богослужения. В 2002 году его возвращают Армянской Апостольной церкви.

На заметку! У крымского монастыря есть «младшая сестра» — церковь Сурб-Хач в Ростове-на-Дону, построенная в 1786-1792 гг. Ее также основали армянские переселенцы из Крыма в память о древнем одноименном храме.

Когда храм был построен, верующие разместили на его крыше крест с главной святыни города Ани.

Найти на карте

Интересные факты про монастырь.

История монастыря Сурб-Хач

С армянского названия монастыря переводится — Святой Крест. Его основали армяне, пришедшие из Каффы, в XIV веке.

В 1925 году, на волне борьбы с религией, советская власть отдала территорию монастыря народу, организовав тут пионерский лагерь и туберкулезный санаторий. Во время Великой Отечественной войны строения монастыря серьёзно пострадали от боевых действий и разграбления. С конца 1980х годов в обители начались реставрационные работы и уже в 1993 состоялось первое богослужения. В 2002 монастырь возвращён Армянской Апостольской Церкви. С 2009 является действующим. Открыт круглогодично для посещения и паломничества.

Возле входа в комплекс есть место для парковки. С нас денег не просили, но в Крыму любят неизвестно кто выдавать себя за парковщиков и собирать «дань» с туристов.

Видно, что живут люди сушится белье.

Достопримечательности Ростова: церковь Сурб-Хач

В Ростове-на-Дону есть одно необычное место – бывший армянский монастырь со странным названием Сурб-хач. Слышала я про него много, но посетить как-то все не было времени. Местные любители эзотерики называют монастырь местом силы, многим чудятся здесь приведения и какие-то тени. Эти майские праздники я провела с пользой – наверстала упущенное и прошлась по разным необычным местам Ростова, в том числе и посетила церковь Сурб-хач.

В Ростове много интересных мест, и признаюсь, за свои 20 лет проживания в городе я посетила не все из них. Дело в том, что всю жизнь свою ростовскую я провела в самом центре, на ул. Пушкинская. А из центра, как в любом городе, ой как не хотелось уезжать. Тогда мне казалось, что это очень далеко, 20 минут на маршрутки, но после Москвы, понимаешь, что это вообще не расстояние. В общем, как это всегда бывает, настоящее понимание красот Ростова пришло ко мне много лет спустя, после переезда в Москву.

Отправились мы к церкви Сурб-хач с подругой на машине, хотя добраться туда общественным транспортом не составит труда. Ориентир – парк Дружба, аква-пар Осьминожек, Северный жилой массив. Добраться можно автобусом 83, 65.

Что же такое Сурб-хач ?

Сурб-хач (в переводе “святой крест”) – это очень красивый храм, построенный в стиле классицизм, который остался от армянского одноименного монастыря. Сурб-хач сегодня – это небольшой комплекс на высоком холме, включающий саму церковь, длинную каменную лестницу к реке, родник и часовню. С высоты храма открывается прекрасный вид на Северный жилой массив Ростова.

Сурб-хач считается самой древней постройкой Ростова. Интересный вопрос, что делает армянский монастырь в Ростове? Тут все сложно, история эта начинается со времен Екатерины II, которая подписала указ о переселении армян с Крыма. Армяне долго плутали, как дети Моисея, и в итоге осели на берегах реки Дон. Рядом с Ростовом был заложен город Нахичевань (примерно спустя 30 лет после основания Ростова), а в 20-м веке он был объединен с Ростовом в один город. Невидимая граница проходил по Театральной площади.

Строительство каменного храма начали в 1786 году, закончили в 1792-м. Храм был возведен в стиле классицизма. Автором проекта принято считать русского архитектора И. Е. Старова. Богослужение здесь продолжалось до 1931 г., после чего храм был закрыт, а в нем устроили зернохранилище. Церковь восстановили в 1968-1972. К началу реконструкции все постройки монастырского подворья были разобраны. К 1972 году были восстановлены ограда и ворота, но уже в измененном виде. Заслуженный архитектор Армянской ССР М.В. Григорян был автором проекта восстановления. В 1972 году здесь был открыт музей русско-армянской дружбы, а в марте 2007 года решением администрации Ростовской области здание было передано в пользование Армянской Апостольской церкви. Сегодня – храм действующий.

Читайте также:  Можно ли работать с РВП на территории РФ в 2020 году

Так выглядел монастырь в 19-м веке

Храм небольшой, людей в парке у храма почти нет. Многие любят сидеть здесь наверху, и смотреть на закат. Романтика! Само место поражает своей тишиной и спокойствием.

Вид от церкви Сурб-хач

Длинная и величественная лестница от храма вниз производит впечатление очень старой. Вниз спускаются ровно 86 ступенек. В нишах сделаны скамейки, для того, чтобы пожилые люди могли отдохнуть во время подъема. В камне выдолблены религиозные знаки: кресты и пятиконечные звезды.

Если спуститься от церкви к роднику, можно увидеть странное сооружение – каптажное здание «Чорхах», или «Сахлых Су». Это небольшая часовня, сегодня она, правда, закрыта.

Часовня над источником

Больше всего народу у самого родника. Рядом сооружен небольшой пляж, людей в мае было – как в Анапе летом.
Вода в роднике – очень чистая и прозрачная, изумительного голубого цвета. Температура всегда +6 градусов, поэтому купаются здесь и зимой и летом. Многие воду набирают в бутылки и пьют, но я бы это делать не рекомендовала.
Мне удалось сделать пару фоток у источника.

Было очень странно увидеть здесь. бабульку, пасущую стадо коз. Настоящая чабанка! Да и почему же здесь не пасти коз? Кругом такая изумрудная трава.

Козы и источник

А представляете, сколько еще в нашей стране таких прекрасных уголков? А сколько мы из них не видели?

Это небольшая часовня, сегодня она, правда, закрыта.

История армянского монастыря Сурб-Хач

Основан он Ованесом Себастаци в 1358 году и долгое время был резиденцией главы крымской епархии Армянской Апостольской Церкви. Строительство было вызвано двумя основными причинами. Во-первых, к этому времени в Крыму имелась крупная армянская диаспора. Армяне составляли большинство населения в Сугдее (Судаке), Кафе (Феодосии), Салхате (Старый Крым). Много их было и в других городах Крыма. В основном это были купцы, ремесленники, строители, врачи. Они нуждались в духовном окормлении, и количество армянских церквей росло вплоть до татаро-монгольского нашествия.

Вторая причина — генуэзцы активно насаждали католицизм в своих прибрежных колониях, а именно им принадлежали Сугдея, Кафа, Луста (Алушта), Чембало (Балаклава) и пр. Поэтому армяне, принадлежащие к другой ветви христианства, перебирались вглубь полуострова. А так как в Старом Крыму большая часть населения была армянами, то и монастырь было решено построить в паре миль от него.

Сначала была построена церковь Знамения — Сурб-Ншан. Другие постройки того времени не сохранились, возможно были разрушены во время захвата Крыма татаро-монголами. Впрочем, ордынцы лояльно относились к чужим религиям и монастырь продолжил свое существование. Те корпуса с кельями и трапезной, что мы видим сейчас, построены в XVI-XVIII вв., видимо на месте старых.

Сурб-Хач был центром духовной жизни армян Крыма. Здесь писались книги, часть из которых сохранилась до наших дней, в стенах монастыря в XVII веке преподавал поэт и педагог Степанос Тохатеци, работал шведский историк Иоганн Тунманн.

В середине XVIII века при переселении христиан Крыма в Россию, монастырь Сурб-Хач также покидается духовенством, которое у только основанного города Нахичевань-на-Дону закладывает одноименную обитель. Но в конце века в старый Сурб-Хач возвращается жизнь и практически до твердого становления советской власти на полуострове в нем продолжаются службы.

В 1925 году духовное учреждение ликвидируют и в монастырских зданиях открывают детский лагерь и санаторий для больных туберкулезом. Во Время Великой Отечественной войны монастырь был разграблен и сильно разрушен. После нее стоял заброшенным и, хотя в нем проводили кое-какие работы, их явно было недостаточно, чтобы прекратить разрушение строений.

Всерьез на него обратили внимание только в конце 1980-х, возобновили реставрационные работы, а в 1993 году возобновили богослужения. В 2002 году крымские власти вернули монастырь Сурб-Хач Армянской Апостольской Церкви.

Здесь писались книги, часть из которых сохранилась до наших дней, в стенах монастыря в XVII веке преподавал поэт и педагог Степанос Тохатеци, работал шведский историк Иоганн Тунманн.

Сурб-Хач и Сурб-Стефанос – армянские монастыри Крыма

Сурб-Хач. Первый раз мы были там в 2001 году. Никакой широкой дороги, никаких туристов, никакой активной реставрации. Мы шли по узкой грунтовке через густой лес, укутанный утренним июньским туманом. Неожиданно вековые деревья расступились, и из тумана выглянула древняя стена с маленьким полуразрушенным балконом на уровне третьего этажа. Незабываемые впечатления, оставшиеся навсегда, невероятное зрелище, утраченное навсегда.

Сейчас Сурб-Хач действующий монастырь Армянской апостольской церкви и популярное туристическое место.

Армянский монастырь Сурб-Хач находится в самом верховье лесистого оврага на северо-западном склоне горы Грыця (она же Святая, Монастырская, Святого Креста) всего в 3,5 километрах к юго-западу от Старого Крыма. Несколько лет назад группой из пятнадцати человек мы путешествовали в этих местах и, посмотрев интересности Старого Крыма, отправились в Сурб-Хач, а позже в расположенный неподалеку разрушенный монастырь Субр-Стефанос.

Сурб-Хач (монастырь Святого Креста) был основан в 1358 году Ованесом Себастаци. Эта информация не затерялась в веках и дошла до нас благодаря надписи на барабане купола церкви монастыря: «Сей божественный храм славы, на земле – рай древа жизни: он подобие горного неба, обиталище Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году, начав, воздвигнут во имя св. Знамения усердием служителя его Ованеса инока и родных братьев его и по духу сынов». Армяне, конечно, молодцы! Старались сохранить память о себе. Оставили много информации в виде высеченных в камне надписей как на постройках, так и на хачкарах – резных посвятительных крестах. К примеру, хачкар из Кафы (Феодосии) с надписью в память о мальчике Мануке, утонувшего в море в 1047 году. Подумать только – какой-то мальчик утонул тысячу лет назад, а я об этом знаю.

Армяне начали селиться на Крымском полуострове еще с античных времен. Массовые переселения происходили, когда в Армении были какие-то потрясения, и люди покидали родные места в поисках лучшей жизни. Из-за активной миграции армян в конце XIII – начале XIV в Восточном Крыму появилась армянская община, были построены церкви и монастыри, в том числе Сурб-Хач и Сурб-Стефанос.

Некоторое время назад считалось, что Сурб-Хач основан в 1338 году. Это подтверждает табличка еще времен СССР, размещенная на стене монастыря.

Табличка времен СССР

Причиной несоответствия была опечатка в переводе текста на барабане храма, появившись в печати еще в XIX веке, она переходила из издания в издание и вводила в заблуждение. Сейчас эта ошибка устранена. В 2008 году праздновалось 650-летие со дня основания монастыря с участием президента и высшего духовенства Армении. К юбилею были проведены серьезные восстановительные и реставрационные работы в монастыре, а от трассы Симферополь-Керчь была проложена современная дорога с асфальтным покрытием.

За свою длинную жизнь Сурб-Хач многократно достраивался и перестраивался. В итоге монастырский комплекс включает в себя церковь с примыкающим к ней гавитом (притвором) с колокольней, трапезную, кухню, двухэтажный братский корпус (монашеские кельи), гостиницу для паломников, два внутренних дворика, террасный сад с двумя фонтанами. Все строения гармонично дополняют друг друга, и единство комплекса создает впечатление, что их строили одновременно. Но это не так. Благодаря посвятительным надписям на зданиях сохранилась информация о датах их сооружения или последующих перестроек.

Вход в монастырь

Самой ранней постройкой является церковь Сурб-Ншан (Святого Знамения). Начало ее строительства считается датой основания монастыря.

Церковь Сурб-Ншан, гавит и колокольня

Вход в храм осуществляется через гавит – прямоугольный притвор, пристроенный к главному фасаду. В гавит ведут два входа: из главного двора и внутреннего дворика братского корпуса. По-видимому, гавит был построен вскоре после церкви, самая ранняя сохранившаяся надпись в нем относится к 1401 году. Над одним из углов гавита возвышается башня-колокольня с висящим на кронштейне колоколом. Возможно башня использовалась как сторожевая, когда монастырь как укрепленная крепость защищал своих обитателей.

Справа от церкви расположен братский корпус – двухэтажное г-образное здание с внутренним двориком, отделенным от главного двора высокой каменной стеной с входным проемом, над которым сохранилась посвятительная надпись с датой постройки. Согласно надписи, монашеские кельи были сооружены в 1694 году. Скорее всего до этого были другие строения, в которых жили монахи, учитывая то, что монастырь уже существовал более трехсот лет. Монастырские кельи – небольшие комнаты, каждая с отдельным входом, окном и камином, дымоход которого упрятан в стене. Кельи второго этажа имели выход на галерею, которая держалась на деревянных столбах, от них осталась лишь основания – камни с выдолбленными круглыми гнездами.

По другую сторону от церкви Сурб-Ншан через внутренний двор расположена трапезная. Ее внешние, укрепленные мощными контрфорсами стены с узкими окнами-бойницами (ныне переделанными) встречали и продолжают встречать путников, идущих по дороге в монастырь. Точная дата строительства трапезной не известна, исследователи считают, что это одна из ранних построек, неоднократно перестраиваемая. Верхний этаж трапезной – со двора второй, с внешней стороны третий с маленьким балконом, был построен в XIX веке и первоначально служил монастырской гостиницей, пока для этих целей в начале XX века не было построено за пределами внешних стен отдельное здание. Трапезная состоит из двух помещений. В одном сохранился камин с полукруглой топочной аркой и дымовой трубой, упрятанной внутри стены. Справа от камина печь с похожей аркой.

Читайте также:  Официальный сайт ФМС закрыт, встречайте сайт ГУВМ МВД РФ

Внешние стены трапезной

Несмотря на то, что монастырь Сурб-Хач находится в лесу, вокруг него на пологом горном склоне несколькими террасами был заложен сад. На террасах сохранились два фонтана, построенных в конце XVIII – начале XIX века. Верхний фонтан более прост в оформлении. Около сорока лет назад исчезла мраморная плита с изображением двух ангелов, парящих в облаках и держащих богослужебный сосуд и крест. Она не восстановлена до сих пор, а месте ее расположения над аркой прямоугольная выемка.

Нижний фонтан украшен богаче. В его узорчатой нише на камнях вырезаны орнаменты, хачкар, фигуры святых. Питались фонтаны родниковой водой, которая поступала от родника по трубам и накапливалась в колодце-цистерне сзади фонтана.

Лестница между террасами

Армянский монастырь Сурб-Хач действовал до 1925 года. Уже через год в его зданиях был оборудован санаторий для больных туберкулезом, а затем — пионерский лагерь. После Второй мировой войны монастырь был заброшен и разрушался. В 70-е годы XX века на его территории проводились археологические раскопки и произведено частичное восстановление комплекса. Духовная жизнь вернулась в Сурб-Хач в 1993 году. Тогда над храмом был установлен крест и начали проводить богослужения. С 2002 года Сурб-Хач был возвращен Армянской апостольской церкви, и ныне является действующим монастырем.

Армянский монастырь Сурб-Хач

В трех километрах южнее Сурб-Хач находятся развалины другого армянского монастыря Сурб-Стефанос. Когда-то оба монастыря стояли у дороги, соединяющей Солхат (Кырым) и Судак. Сейчас от Сурб-Хач до Сурб-Стефанос через буковый лес проходит хорошо утоптанная тропа. В конце ноября на самом исходе осени вся листва с деревьев уже накрыла землю мягким рыжим ковром. А некоторые деревья, ушедшие в свой древесный рай, лежали на склонах или перегораживали путь.

На поиски Сурб-Стефаноса

Все деревья попадают в рай

Пройдя километра два от Сурб-Хач, с правой стороны по ходу движения, мы обнаружили источник, к которому ведет лестница из старых камней. Источник, по-видимому, тоже старинный, судя по кладке.

Лестница к роднику

Когда был основан монастырь Сурб-Стефанос, точно не известно. Считают, что он старше своего собрата, и судьба у него намного трагичнее. Сейчас от монастыря остались одни развалины. Это остатки фундаментов и фрагменты стен монастырских построек. По ним просматривается очертания церкви, по размерам превосходящей храм Сурб-Ншан. Исследователи считают, что монастырь был окончательно оставлен уже в XVI веке. Что именно привело его к упадку, не известно. Это могли быть разрушения в результате землетрясения или оползней, возможно близкое соседство Сурб-Хач, который находился территориально в более выгодном положении и перетягивал на себя людей и их деньги.

Развалины армянского монастыря Сурб-Стефанос

В 90-е годы XX века на территории монастыря проводились исследования и раскопки археологами из Армении. До этого толстый слой грунта, поросший лесом, надежно прятал руины. Церковь была полностью раскопана с внутренней стороны. Наш гид-проводник считает эти раскопки «варварскими», так как грунт с внешней стороны давит на стены, и от этого ускоряется разрушение.

Вернувшись к монастырю Сурб-Хач, наша группа неожиданно оказалась за праздничным столом. В тот день армянская семья крестила ребенка, и, как принято, по этому поводу устраивала торжество. Рядом с монастырем были накрыты большие столы и всех, оказавшихся рядом, приглашали к столу и угощали блюдами национальной кухни и вином. Вот так необычно закончился этот насыщенный день, в котором сплелись мусульманская и христианская культуры, прогулки по осеннему лесу и армянское гостеприимство.

Лестница между террасами.

Достопримечательности монастыря Сурб-Хач

Монастырский комплекс состоит из :

  • Церковь Сурб-Ншан, что переводится как церковь Святого Знамения, построена в 1358 году. Церковь действующая, поэтому одеться нужно соответствующе. Внутри очень атмосферно, нет такой роскоши как в русских монастырях.

Церковь Сурб-Ншан и притвор.

  • Трапезная — расположена через двор к западу от храма. Состоит из двух прямоугольных залов. В северном — устроены камин с арочной перемычкой и печь. Из южного зала можно было спуститься в подвал. В ХIХ веке был надстроен второе этаж для гостиницы. Так же в северном зале трапезной имеется плита с надписью: «Я, Саркис-повар, племянник вардапета Киракоса, служил святому кресту четыре года ради спасения души своей, года 1211 (1762 г.)».

Лестница к трапезной

  • Кельи (братский корпус) и внутренний дворик — примыкают к южному фасаду церкви. Вход в кельи из внутреннего монастырского двора. Над входом сохранилась надпись: «С помощью божьей сия стена со всеми её постройками, с этими прекрасными верхними и нижними кельями сооружена во славу святого Креста в 1143 г. (1694 г.). Пусть это будет памятью архиепископа Акопа…». Здание братского корпуса г-образное, двухэтажное. Отдельно, к югу от братского корпуса, расположено одноэтажное каменное здание монастырской гостиницы, построенной во второй половине XIX века. Здание было разрушено и воссоздано на сохранившихся фундаментах в 1980х годах

Кельи на фото справа. Видно, что живут люди — сушится белье.

  • Два фонтана и лестницы в монастырском саду, XVIII—XIX вв. Находятся на территории сада к юго-западу от монастырского комплекса. Все фонтаны были построены по единому принципу — это прямоугольное сооружение с декорированным фасадом и глухими стенами, с примыкающим к нему с тыльной стороны колодцем-цистерной. Вода к фонтанам подводилась по водопроводам, сложенным из керамических труб, из расположенных выше по склону источников воды. Сад монастыря спускался вниз террасами. От трапезной в него вела лестница. В этой части усадьбы сохранились четыре террасы с подпорными стенами из бутового камня. Сейчас на территории действуют два источника. Если хотите набрать воды, приносите тару с собой.

Нижний фонтан

Минимальное время для посещения час.

Джермук

39° 50.1052 ′N , 45° 40.0698 ′E
39.83509N, 45.66783E
39°50′6.31″N, 45°40′4.19″E

43 материалa по 7 объектам, 579 фотографий

  • Карта
  • Заметки 35
  • Фотографии 579
  • Отели 1 / 1
  • Кафе, рестораны 2 / 2
  • Достопримечательности 4 / 4
  • Шоппинг 0
  • Транспорт 0
  • Полезное 1
  • Дневники 2 Сообщество

    Ссылки от бывалых

    Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
    Подробнее

    • в Моих лентах

    Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
    Подробнее

    В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Джермуке.

    Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

    И как ни странно, пока нам еще не встретились люди, кроме тех живых душ женщин, служителей церквей открывающих амбарные замки.

    Ночи длинных ножей Сурб-Хача

    У стен Сурб-Хача захоронены знаменитости ушедшего времени. Это поэт, публицист и философ-материалист Микаэл Налбандян; классик армянской литературы, поэт-патриот Рафаэл Патканяни многие другие. Здесь же похоронены двое из настоятелей монастыря, архимандриты Арутюн Аламдарян и Адам Тёр-Никохосян, убитые разбойниками в монастыре.

    Нужно отметить, что монастырь Сурб-Хач в XIX веке представлял собой великолепное место для нападения. Во-первых, своим уединённым положением (семь вёрст до города!), во-вторых, совершеннейшей непроглядностью местности из-за обилия зелени, в-третьих, множеством путей отхода. Но монастырь привлекал к себе внимание грабителей в первую очередь тем, что по расхожим предвзятым убеждениям располагал несметными богатствами. Да и монахи тогда пренебрегали средствами защиты, всё больше уповая на защиту Святого Креста.

    Первой жертвой стал архимандрит Аламдарян в майскую субботу 1834 года. Выбив двери, запертые на одни лишь слабые засовы, семеро разбойников вошли в монастырские покои и приветствовали спящих выстрелом из пистолета. Потом всех связали и начали искать деньги. Всех, да не всех. Архимандрит Аламдарян вступил с разбойниками в неравный бой и одного даже “вырубил”, но был смертельно ранен и через 15 дней скончался, проповедуя людям любовь и мир.

    Разбойники же, не найдя денег, взяли шубы и ещё какие-то монашеские тряпки. Но тут же всё в ужасе побросали и дали оттуда дёру на трёх каретах. Почему? Потому что среди ночующихся в монастыре пребывал некто столяр Аветик. И перепугался он разбойников до такой степени, что спрятался в печи. Когда разбойники зашли в его комнату и не увидели хозяина сапог и одежды, подумали, что тот уже рванул за помощью. И обделались пуще столяра! Некоторых из этих персонажей полиция позже разыскала.

    Архимандрит Тёр-Никохосян также погиб от рук грабителей и тоже ночью, но на полвека позже — во вторник 3 апреля 1888 года. Охочие до наживы несознательные граждане перерезали ему горло широким кухонным ножом. Товарищи эти найдены не были, но похищенные окровавленные деньги обнаружились бог знает где, у матушки одного из убийц.

    Разбойники же, не найдя денег, взяли шубы и ещё какие-то монашеские тряпки.

  • Добавить комментарий